Инвестиции в ресторанный бизнес
Александр Ходаков
Возможно, не все население нашей необъятной Родины успело прочувствовать, но все-таки, в последние годы Россия находится в состоянии относительной экономической стабильности. А это, в свою очередь, непосредственно связано с темой нашего разговора. Сформировался новый тип респектабельного бизнесмена или просто интеллигентного состоятельного человека. Многие даже успели создать некое состояние и насытиться материальными благами, и их уже не интересуют вложения во всякого рода движимое и недвижимое имущество.
Серьезным фактором риска может стать и неграмотно подобранная команда работников. Подобная проблема только на поверхности кажется несущественной, на деле же, подобрать хороший персонал - настоящая проблема. Важный момент в выборе группы управленцев - адекватная мотивация. Лучше если они воспринимают себя как партнеры по бизнесу. Тем более, не редкость, что профессионалы подобного уровня готовы инвестировать свои знания, накопленный опыт, и часто располагают соответствующей базой данных. Остальные работники должны ощущать себя командой (семьей), иногда требуется некоторое время и средства на обучение кадров, но это с лихвой окупается, так как накладывает определенный фирменный знак на вашу работу. Проанализировав состояние рынка, принимая во внимание все подводные камни, можно приступать к планированию затрат. Единой схемы, здесь, конечно, быть не может. Многое зависит от того, имеете ли вы помещение в собственности или планируете аренду. Но некоторые усредненные цифры все-таки существуют. Затраты планируются из расчета $ 1000-1500 на один квадратный метр. Кроме того, стоимость бизнеса меняется и в зависимости от концепции. Так, небольшое бистро потребует около $60 000 на 100 метров, кафе уже потянет на $150 000. Приблизительно можно говорить о таких цифрах: - 150-200 тыс. - демократичное заведение общественного питания; - 300-500 тыс. - кафе; - 500-900 тыс. - средний ресторан; От миллиона - элитные заведения. Говоря о стоимости бизнеса, необходимо иметь в виду огромное количество слагаемых затрат. Во-первых, определенных усилий и средств потребует оформление разрешительной документации (СЭС, ОГПС и пр.). Также в расчет необходимо брать аренду (от $400 до $1000 за квадратный метр). Причем само помещение должно соответствовать ряду требований. Например, площадь должна быть от 150 кв.м. Не забывайте, что вам придется планировать рабочую и гостевую зоны, а по требованиям СЭС их соотношение 2/3. Кроме того, имейте в виду возможность присоединительной мощности. Следующая статья расходов - ремонт, подключение коммуникаций, создание интерьера. Мебель, аксессуары, посуда закупаются по следующей схеме: количество посадочных мест умножается на 2 или 3 (в редких случаях на 1,5). На оборудование кухни уходит от $100 до $300 тыс. Конечно же, нельзя забывать о зарплате и расходах на рекламу. Затраты, как правило, определяются следующим образом: аренда - 15%, продукты - 25%, алкоголь - 10%, зарплата - 10-20%, налоги - 2%, хозяйственные и технические расходы - 4%, реклама - 5%. Прибыль составляет около 40%. Обычные показатели рентабельности - 20-30%. Средний срок окупаемости предприятий такого рода - 1,5 или два года. Безусловно, все эти цифры усреднены, и каждый конкретный случай диктует свои условия и собственную схему затрат. Если личный опыт работы пока ещё не позволяет делать самостоятельные шаги, лучше прислушаться ко мнению специалиста. Так, заместитель руководителя группы "Столичные рестораны" Алексей Травницкий резюмирует: "Инвестировать лучше в демократическое направление. Оно уже некоторое время на пике, и есть перспектива развития. Конечно, существовать можно в разных категориях (средний счет 200, 400, 600 рублей, но никак не 3000 рублей - это на сегодняшний день не актуально). Но прежде чем пробовать свои силы в этом направлении, лучше все-таки обратиться к специалистам. Они подскажут, как распределить финансирование, чтобы ресторанный бизнес сложился и приносил доход. К тому же, сегодня уже большинство понимает, что любой профессиональный бизнес дешевле вести с профессионалами". То есть построение фундамента собственного дела без привлечения помощи со стороны всегда дороже, как минимум, в два раза и дольше по времени. Все-таки в любой сфере есть некая закрытая база данных, и доступ к этой информации имеет ограниченный круг людей. Так, например, сведения о хороших помещениях распространяются исключительно среди своих. Конечно, страх потенциальных хозяев понятен. Где гарантия, что консультация окажется жизнеспособной. Тем более что зачастую мнение специалиста консалтинговой фирмы не совпадает с мнением начинающего бизнесмена. Некоторым залогом успеха может стать другая схема, когда профессионалы привлекаются к длительному партнерскому сотрудничеству. Благодаря этому, как правило, минимизируются риски. Великий Сенека замечал: "Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным". Следовательно, начинать свой бизнес лучше не с нуля (как пытаются многие), а с хорошей идеи, тогда и движение будет верным, и результат сможет порадовать.
(По материалам сайта: Как открыть ресторан) |